Илья Михеев: Заниматься социально-политическим ангажированным искусством или делать искусство политически? Грубо говоря, после акционистского жеста можно оказаться за решеткой, за которой невозможно говорить об искусстве по этическим причинам. Как вы аргументируете выбор таких инструментов, возвращаясь к видео-работам или документациям акций?
Ирка Солза: Не знаю… если за решеткой невозможно говорить об искусстве, то, наверное, по каким-то другим причинам, не по этическим. Художник, к чему я пришла в последнее время, — это бесстыдник (а я художница-бесстыдница). Можно сказать, что заниматься искусством во время войны — это бесстыдство... Можно сказать, что говорить об искусстве за решеткой — бесстыдство, или наоборот, говорить сейчас про искусство, а не сидеть за решеткой — бесстыдство, но почему бы и нет? Я на свободе, я могу что-то делать, могу что-то говорить, и я это делаю.
Эта моя акция на 9 мая, на основе документации которой потом появился мультик «
Лягушка и тиран», была чуть ли не единственной, когда я совместила политический жест и художественный в таком акционистском формате. И для меня было важно, что был шанс, что меня не задержат, чего в итоге и не произошло. Обычно политические и художественные действия переплетаются более причудливо, не всегда вообще можно понять, где заканчивается искусство, а начинается исключительно политический активизм. Являются ли листовки, которые я нарисовала, искусством? Или расследование, которое я сделала? Являются ли пейзажики, которые я нарисовала недавно, чем-то в духе «любое искусство — уже сопротивление», если при желании их можно интерпретировать, найти, как в них отразился «дух нашего времени» или какая-то такая хуйня? То есть я, с одной стороны, не вижу здесь жесткого противопоставления, а с другой — я не согласна с теми, кто говорит, что любое искусство, которое делается сейчас в России и не служит войне, это политический жест. Любое да не любое. Здесь я процитирую Мандельштама: «Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. // Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух». И этот вопрос — является ли то, что я делаю, мразью, — вопрос, на который каждый должен ответить сам.
Илья Михеев: Вы занимаетесь Сибирским архивом современного искусства. Могли бы немного рассказать о нем и о художественной жизни в Сибири? Как у вас получается совмещать эту инициативу со своей художественной практикой? Полагаю, что объём работы огромный.
Ирка Солза: Создание этого архива видится мне как попытка создать пространство негосударственной коллективной памяти. Российское государство, и в нынешней, и в предыдущих своих ипостасях, — это гигантская машина по производству забвения или, цитируя название одной из моих работ, «машина по производству молчания». Мне хотелось и хочется внести свой небольшой вклад в то, чтобы связь времен сохранялась, и сохранялась независимо, усилиями снизу. Новосибирск в этом плане специфический город, повлиявший на меня, город практически без истории, перевалочный пункт, где многие — приезжие, многое — временно. Люди живут, что-то делают, а потом уезжают в другие места, и связи обрываются. Мало кто пишет об искусстве в Сибири, мало кто его исследует, история российского искусства до сих пор во многом — это история московского искусства. Сейчас это забвение станет еще более плотным: если раньше было «вы — окраина нашей великой империи, делающие никому не интересное провинциальное искусство», то сейчас… Знаю аспирантку искусствоведения, которая сменила тему диссертации с исследования акционизма в современной России на исследование художественных свойств выступлений футбольных фанатов, аргументируя это тем, что акционизма в России больше нет и он перестал быть актуальным, а на деле, скорее всего, просто опасаясь писать о политических художественных акциях. При этом я понимаю, что, находясь не в Сибири, я все хуже и хуже буду понимать, что происходит внутри. Вероятно, эта академическая часть моей жизни, связанная с искусствоведением и аспирантурой, преподаванием философии искусства в НГУ, письмом об искусстве в Сибири и т.д., должна быть преобразована во что-то иное, я понимаю, что я больше не могу заниматься наукой в России, в рамках российской академии. Да, это была весьма и весьма маргинальная научная деятельность, по краям существующих структур, но тем не менее… Поэтому сейчас я просто обрабатываю тот огромный массив данных, который мной уже собран, в принципе одного этого мне хватит на несколько лет работы. У меня сохраняются связи с художниками и художницами, и благодаря тем материалам, которые они мне присылают, Архив продолжает пополняться. И я стараюсь подробно документировать свое искусство и сохранять его в Архиве, и это тоже дает мне пространство маневра: да, я не могу в полной мере показывать свое искусство сейчас, но есть надежда, что смогу его сохранить хотя бы в виде документации до лучших времен, если эти лучшие времена когда-нибудь настанут.