Cергей Баландин
Критическая заметка про выставку художника Димы Птицына «Лимб»


15.06.23

В ОССИ "Ми" до 25 июня идет выставка Дмитрия Птицына "Лимб".

Для тех, кому лень гуглить: лимб - первый, самый мягкий круг ада для тех, кто не успел узнать об Иисусе и принять христианство. Поскольку бог в жизни человека ассоциируется с солнцем, по Данте, в лимбе вечно пасмурная погода.

Выставка Птицына представляет собой серию фотографий, иллюстрирующих ежедневный быт героя на черном фоне: утренняя гигиена, завтрак, зарядка, музыка, прием пищи, чтение, сон - и так

по кругу. Экспозиция сделана просто и элегантно. Тема понятна

и актуальна.

Птицын известен своими документальными фотографиями. Самые известные его снимки сделаны на панк-концертах, а его инстаграм посвящен жизни бомжей, маргиналов и бродячих собак. На артист-токе, который прошел 11 июня, художник показывал ранние фотографии и видео школьных времен, когда он катался на скейте.

Его творческий метод как фотографа и скейтбординг имеют много общего: чувство момента, реакция, экспансия и хулиганство.

В этой связи проекты Птицына, в которых он стремится выйти

за рамки фотодокументалистики, выглядят и логичными,

и чужеродными: его постановочные кадры выглядят постановочными

в квадрате, а концептуальные решения слишком концептуальными. Художник признается, что фотография ему наскучила, и он стремится выйти в более широкое поле современного искусства. Но может, потому что это поле для него в отличие от фотографии, малознакомо, то ли потому, что стремясь к экспериментам, он остаётся зациклен

на фотообразе, «свободного», простого высказывания не получается. Симпатичное и схематичное сплелись в «Лимбе», так же как когда-то

в проекте «Инструкция, как стать жертвой» для выставки

в «Виктории» «Make it, till you fake it».

Но эти предостережения я пишу с надеждой. Ведь мы знаем,

что Дмитрий Птицын порой выдает очень оригинальные и живые решения, если делает экспериментальные шаги, не в области религиозных аллегорий, а обращаясь к собственному опыту,

создавая почти перформативную фотографию в серии «Киоск»,

или к музыкальному бэкграунду в проекте «Белый альбом» в Музее модерна.

Завершу краткую рецензию замечанием, что после «Часовни» в «Ми» стало понятно, что вот для таких исповедальных проектов, вроде «Лимба», «Александрийской библиотеки», «Территории», кажется,

и создана эта черная комната. Она идет им гораздо больше, чем «Транзиту» или «Я понимаю и хочу продолжить», в которых тесно

и душно от предметов. Зато на персональных выставках комната становится кельей, в которой зрителю остаётся только молится.

От этого и страшно и благодатно.



Сергей Баландин



Источник: Телеграм-канал "Я никогда не..."



из серии «Лимб»

Дима птицын

(Самара)

2023


осси «ми»