Неловкая нота. Неудача, несовпадение и политика аутсайдерства.
В ранних практиках можно выделить интерес Родиона Горьковатого
к работе с плесенью, объектами или предметами, которые обладают потенциалом к разрушению, к разложению - биологическим процессам; будто препарируя будущие останки, как хирург-двойник, который с одной стороны аккуратно выстраивает рабочий стол
с артефактами не-себя, помещенные внутрь железно-холодного стеллажа, а с другой, автобиографично, нарочито и напролом делится тем, чем не делятся: личным - автобиографией, памятью телесного опыта, следами, будущим некроархивом.
В новом проекте художник дает концептуальную рамку, в виде названия. В википедии дано такое значение словосочетания:
«Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся
в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.»
Личное хоронили много раз, как и живопись, будь на то разные причины, но личное возвращается диалектическим образом в дискурс во время войны. Родион снова выстроил прохладно-сухие баррикады,
в виде стеллажей для обхода зрителя, в этот раз вступая уже в поле концептуальной традиции аутсайдерства, мимикрируя под писателя, будто то находясь в одиночестве вечером, рассказывает о неудачном опыте через медиум событий, времени, монтажа и несостыковки. Неудачи и поражения проживаются в индивидуалистском ключе,
в добавочном времени вненаходимости и отсутствия, вне официального положенного расписания.
Лирическое отступление - это надстроечный пробел, отступ для встраивания нескольких биографических контрапунктов в невозможное для этого время, учитывая социально-политические обстоятельства, для неловкого речевого акта в доминирующем поле иронии с приставками мета и пост. Думаю, что и контрапункты разбиты на два лагеря возможной лирики методологических несостыковок, в которых стеллаж с материалистическими уликами, допустим ДНК, будь то пробирки с врачебным свидетельством - кровью, cпермой, гипсом, печенью, зубами и волосами. Грубая телесность и музейный экспонатизм - синтез двух приемов, которые входят в противовес с наивной концептуальностью свидетельства засеченного времени - любовных жевачек и гравировок точных секунд на фанере. С завалявшимся детским солдатиком в неприметном, бесветном углу, напоминании о субъектности гражданина - патриархальнообязанного или с грубосведенным треком, музыкой предварительно записанной еще в 2013, где текст Лермонтова в будущем, совершит отсылку к началу - к романтизму и рамке прочтения, к названию.
Другой вопрос - возможно ли совпадение несовпадения - неудачи
или ее поиска художником с опытом зрителя? Как в обществе, распадающемся на шизоидные, атомизированные части, политизировать неудачу, несовпадение, и шире, аутсайдерство
как нечастную практику? Возможно ли анархическое переживание, которое впадает в коллективную солидаризацию, в разделение чувственного, совершающего разрыв с эстетической автономией?
Илья Михеев