ТАБИЯ






Никита Кузнецов, Илья Михеев, Кирилл Ермолин-Луговской

тексты и комментарии: Роман Балабанов



18-01.09.24



фотографии: Дима Птицын


осси ми


ВВОДНЫЙ ТЕКСТ

Военная игра. Шахматы представляют собой игру с нулевой суммой: то есть игру, в которой не будет дополнительного выигрыша от взаимодействия соперников. Выигрыш для одного означает проигрыш для другого. Поэтому это антагонистическая игра. Очевидно, что такая структура родом из древности, когда общемировое ВВП колебалось увеличивалось очень медленно и в рамках нескольких поколений трудно было уловить разницу. Поэтому за ресурсы приходилось воевать, ведь больше их не становилось.

Сравнение шахмат с военной стратегией – банально. Также часто эту игру сравнивают с политикой, где граждане – лишь разменные пешки в «Большой игре». И первое, и второе, напрямую связано с насилием, фактором, удерживающим власть. Военные теоретик Карл Клаузевиц в трактате «О войне» ввёл знаменитую троицу, на которой держится война – насилие, игра вероятностей и политика.
Но, что будет, если избавиться от каких-нибудь составляющих войны и власти? Что будет, если мы избавимся от насилия и фигуры не будут съедаться? Или не будет источника насилия - короля? За что будут бороться игроки? Может быть они будут воспроизводить структуры насилия, не в силах выйти за его рамки, или придумают что-то новое?
Попробуем переписать Клаузевица.

ПРОЦЕСС

Художниками были разработаны шесть разных шахматных партитур с альтернативными классической игре условиями и целями. В течение недели с 17.08.2024 по 23.08.24 прошли сеансы игр по предварительной записи. После мы предлагали либо ознакомиться с теми версиями шахмат, которые были созданы совместно с игроками, либо попробовать проиграть свою по предложенным условиям.
\
ПРИМЕЧАНИЕ

Та́бия (от араб. — «наполнение, заполнение; упаковка; мобилизация») — расстановка фигур в шатрандже, предшественнике шахмат. С выбора этих позиций начиналась игра. В современных шахматах табией называют дебют, после которого следует активная фаза атаки и защиты.

ХУДОЖНИКИ

Никита Кузнецов
Илья Михеев
Кирилл Ермолин-Луговской

ВВОДНЫЙ ТЕКСТ И КОММЕНТАРИИ

Роман Балабанов






Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Записи ходов каждой партии скоро появятся на сайте
1
ПАРТИТУРА

расстановка фигур в этой партии классическая. ознакомьтесь с условиями и целями игры, выберете цвет фигур и начинайте партию. в процессе игры просим записывать свои ходы. в случае спорных и конфликтных моментов обращайтесь к модератору.

УСЛОВИЯ


не убивать фигуры противника


ЦЕЛЬ

дойти до конца доски одной из фигур

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ

согласно решению игроков, занять выигрышную позицию можно было под ударом

Расстановка фигур в первой партитуре

КОММЕНТАРИЙ

В этой партитуре нельзя съедать фигуры, то есть мы избавляемся от насильственного элемента. Цель – добежать до конца, до последней линии. Как в спринте.

Спорт – замена войны и в этой партитуре ясен перекос от коллективных действий войска до индивидуальных вылазок. Пока большинство фигур остались не удел, лишь в качестве прикрытия, меньшинство совершило дерзкую вылазку. Здесь очевидная холодная рациональность государств, которые готовы накачать отдельный класс спортсменов ради выигрыша, забросив почти всё остальное.

Более того, игра не отличается рациональностью. Здесь игра случая взяла своё.

2
ПАРТИТУРА

на доске не хватает одной значимой фигуры. ознакомьтесь с условиями и целями игры, выберете цвет фигур и начинайте партию. просим прописать выбранную вами цель и в процессе игры записывать свои ходы. в случае спорных и конфликтных моментов обращайтесь к модератору.
\\

УСЛОВИЯ


без короля


ЦЕЛЬ

обсуждается участниками

ВЫБРАННАЯ ЦЕЛЬ

согласно партитуре, цель игры в отсутствие короля обсуждалась участниками. игроки приняли решение, что победа достигается путем занятия четырьмя фигурами своего цвета четырех центральных полей доски


Расстановка фигур во второй партитуре

КОММЕНТАРИЙ

Здесь должен быть силён элемент политики. Одни игроки договорились, что для выигрыша необходимо занять центральные клетки. Вторые, что надо уничтожить все важные фигуры, пешками дойти до 8 горизонтали и стать важной фигурой на своих местах.
Интересно, что эта партитура наиболее приближена по смыслу к шахматам, как к стратегической игре. Цель стала обсуждаться участниками и они стали сложнее. Первые игроки реализовали одно из главных стратегических правил – завоевание пространства. Нейросети, типа AlphaZero, давно выучили это правило и в оборот вошёл термин «Пешка Альфазеро». Обычно, это крайняя пешка и относительно часто партии выигрываются с помощью превращения пешек в фигуры. Пешка так же важна для увеличения пространства для игрока.
В конкретных партиях многочисленные ошибки включили большой элемент случайности, поэтому политика не смогла реализоваться в полной мере и из-за этого она стала более человечной.


3
ПАРТИТУРА

ваши фигуры перемешаны. ознакомьтесь с условиями и целями игры, выберете цвет фигур и начинайте партию. в процессе игры просим записывать свои ходы. в случае спорных и конфликтных моментов обращайтесь к модератору.

УСЛОВИЯ


не ставить мат противнику
ходить могут только направленные вперед фигуры вашего цвета.

ЦЕЛЬ

Вернуть одновременно четыре фигуры на противоположную сторону доски.
Вернувшаяся четвертая фигура не считается победной, если она встает на поле под ударом.



Расстановка фигур в третьей партитуре

КОММЕНТАРИЙ

Партитура, в которой фигуры перемешаны, оказалась самой жестокой. Сразу же были уничтожены самые сильные фигуры, а часть пешек парализовалась, потому что не могли идти вперёд. Вдобавок есть необходимость «добраться до своих», то есть нивелировать разницу между фигурами.
Смешение чужих и своих может или сделать игру более смертоносной или более дружелюбной. Как показала в своей знаменитой инсталляции Йоко Оно «Play It By Trust», где она выкрасила шахматы в белый цвет, после определённого количества ходов всё перемешивается и съесть «чужую» фигуру уже затруднительно. Или мы вынуждены опираться на доверие, что тоже снижает антагонистический пафос игры.
У нас же смешение с разделением на цвета всё сделало только жёстче.



4
ПАРТИТУРА


Шахматная доска развернута после выбора цвета шахмат. Ознакомьтесь с условиями и целями игры и выберете цвет фигур. Затем позовите модератора, дождитесь поворота доски и начинайте партию. В процессе игры просим записывать свои ходы. В случае спорных и конфликтных моментов обращайтесь к модератору.


УСЛОВИЯ


Ваши фигуры расположены на стороне противника.
Все ходы производятся в обратном направлении.
Время партии: 5 минут

ЦЕЛЬ

Классическая





Расстановка фигур в четвертой партитуре

КОММЕНТАРИЙ

Готтентотская мораль.
В четвёртой партитуре игрокам было предложено играть задом наперёд, то есть, игроки должны тянуться к своим фигурам через фигуры соперника и ходить задом наперёд.
Под «готтентотской моралью» имеют ввиду политику двойных стандартов в отношении своих и чужих. Если брать термин расширительно, то можно предположить, что цвет одной из сторон не имеет значения, как и принадлежность к конкретному пространству. При перемене цвета и места партии получились абсолютно классическими. К примеру, в первой партии, на протяжении первых десяти ходов, сохранялось равенство. Однако же, чёрные допустили ошибку и потеряли коня. Белые этим воспользовались и просто реализовывали своё преимущество. Эта партитура отчётливо показала, что данные её правила ничего не изменили.

5
ПАРТИТУРА



Одна из клеток на шахматной доске пустует. Ознакомьтесь с условиями и целями игры, выберете цвет фигур и начинайте партию. В процессе игры просим записывать свои ходы. В случае спорных и конфликтных моментов обращайтесь к модератору.



УСЛОВИЯ


Без короля
Фигура, занявшая клетку короля, не считается победной, если она встает на поле под ударом.


ЦЕЛЬ

Любой из фигур занять клетку короля





Расстановка фигур в пятой партитуре

КОММЕНТАРИЙ

Два тела короля.
Американский медиевист Эрнст Канторович вывел теорию «двух тел короля». Первое тело – биологическое, смертное. Второе тело – политическое, бессмертно. Знаменитая фраза «Король умер. Да здравствует Король!» по идее Канторовича обращается к двум разным телам короля.
В пятой партитуре биологическая фигура короля исчезла, но осталась фигура политическая, осталась лишь клетка. Но добежать до неё труднее, потому что она одна и охраняется. Поэтому включается стандартный шахматный режим, где важно лишь символическое присутствие власти. Как если бы Солнце исчезло, но планеты продолжили бы вращаться по своим орбитам.


6
ПАРТИТУРА


Время выбора цели и осмысления ходов. Ознакомьтесь с условиями и целями игры, выберете цвет фигур, включите запись на диктофоне и начинайте игру. Просим озвучить выбранную вами цель, проговаривать свои ходы и делать заметки во время партии. В случае спорных и конфликтных моментов обращайтесь к модератору.




УСЛОВИЯ


Не ставить мат противнику
Делать заметки в процессе игры

ЦЕЛЬ

Обсуждается участниками

ВЫБРАННАЯ ЦЕЛЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

задачей было поставлено поменяться местами ладьями по диагонали, убив другие фигуры.

участники договорились, что необходимо съесть фигуру, если она наносит удар. ладьи друг друга не едят.





Расстановка фигур в шестой партитуре

КОММЕНТАРИЙ

Вторая партия из шестой партитуры красиво заканчивает наши эксперименты. Игроки договорились достигнуть ладьями противоположные углы, не ставя мат. При этом необходимо всем фигурам съедать нападающую на них фигуру. Ладьи, при этом, друг друга не едят.
При увеличении жестокости и соревновательности игры, сама конечная композиция пришла к компромиссу и все ладьи достигли своих целей. Может быть это и есть та внутренняя гармония, которая необходима шахматам? Зачем пытаться сделать эту игру более «доброй», если сама структура этого не позволяет? Парадоксально, но именно так игрокам и удалось вырваться из нулевой суммы: выигрыш одного не означал проигрыш другого. Противоборство достигло своих целей – исчезло всё. Это и есть конечная его цель. В ней никакой созидательности. Как говорят: «Доигрались до голых королей», только в нашем случае ладей.
Шахматы - это ничейная игра. Может когда-нибудь сможет появиться нейросеть, которая сможет просчитать все ходы и вывести идеальные стратегии за обеих игроков. Тогда будут уничтожены все фигуры и выиграют все и никто, как в нашей последней партитуре.